Хорошо забытое старое

Utopia

Многие технологии 2015 года подозрительно похожи на технологии 2005, 2000 и даже 1995 годов. Виртуальная реальность — мода двадцатилетней давности. Интернет вещей — перепевка старых мотивов про умный дом. И так далее, и тому подобное. Но в мире технологий всё быстро меняется, и то, что не сработало в прошлый раз, может сработать теперь.

Оглавление

  • Виртуальная реальность
  • Интернет вещей
  • Вогнутые телевизоры
  • Хромбуки
  • Мобильные телефоны на Linux

Виртуальная реальность


Пользовательская версия Oculus Rift ожидается в 2015 году

Что это за технология. Если вместо монитора прицепить пользователю на нос два дисплея, каждый из которых показывает картинку под чуть другим углом, то одновременно достигается стереоэффект и появляется возможность задействовать периферийное зрение, а заодно отслеживать поворот головы для достижения эффекта полного погружения. Шлемы виртуальной реальности и очки, которые превращаются в VR-шлем, когда вставляешь в них телефон, буквально наводнили выставку CES в 2015 году.

Что было раньше. Впервые о виртуальной реальности заговорили в девяностые годы, а в 1995 году в продаже появился шлем VFX1. Он стоил 600 долларов (сравнимо с тогдашней ценой монитора), но популярности у пользователей не снискал. Оно и не удивительно: разрешение составляло всего 263×230 точек для каждого глаза, углы обзора были небольшими (порядка 45 градусов), да и играть было не во что. Doom и Heretic — не настоящие трёхмерные игры, а Quake вышел только в 1996 году и не был сразу же адаптирован для VFX1. Фирма Nintendo предприняла похожую попытку, в том же 1995 году выпустив шлем Virtual Boy — и с тем же провальным результатом.

Что изменилось. Благодаря развитию мобильных телефонов стали доступны дисплеи со сверхвысоким разрешением. Заодно появились мощные графические чипы, которые способны выдавать трёхмерную картинку со скоростью 120 кадров в секунду (по 60 на каждый глаз). Разрешения 1920×1080 уже достаточно для того, чтобы картинка, видимая сквозь линзы, не казалось очень уж зернистой. Заодно удалось побороть задержку обновления картинки при повороте головы. Складывается ощущение, что технология наконец-то созрела для того, чтобы ей можно было пользоваться.

Интернет вещей


С каждым новым гаджетом наши жилища всё больше умнеют

Что это за технология. Вездесущие сенсоры и микроконтроллеры позволяют наделить предметы обихода возможностью подключаться к интернету. Ими можно управлять удалённо при помощи приложений для мобильного телефона и через веб-сервисы, а также настраивать их взаимодействие.

Что было раньше. «Умный дом» — словосочетание, которое появилось в двухтысячных годах и активно обсуждалось в связи с прототипами жилищ будущего — их разрабатывали в крупных компаниях вроде Microsoft. Концепция нынешнего «интернета вещей» во многом идентична тому, что воображали десять лет назад.

Что изменилось. Настольный компьютер — не самый удобный центр управления умным домом, тогда как мобильный телефон — это универсальный пульт, который всегда можно носить в кармане. Помогает и распространённость домашней беспроводной связи: в начале двухтысячных Wi-Fi был всё же экзотикой. Ещё одна положительная тенденция: появление доступных 3D-принтеров и контроллеров вроде Arduino и Raspberry Pi. Если в 2000 году горячей темой были сайты и интернет-коммерция, в 2010 — мобильные приложения, то теперь каждый второй стартап — «хардверный», а значит и умных гаджетов становится всё больше. Полностью автоматизированное жилище остаётся фантастикой и уделом избранных, но отдельные элементы этой концепции вроде радиоуправляемых лампочек или пароварки с Wi-Fi теперь может позволить себе каждый.

Вогнутые телевизоры


Сейчас изогнутые телевизоры чаще встречаются на выставках, чем в домах

Что это за технология. Компании Samsung и LG научились производить изогнутые ЖК-панели и в начале 2014 года показывали миру 105-дюймовые прототипы с загнутыми краями. В 2015 году подобных моделей стало больше, но это всё ещё далеко не мейнстрим.

Что было раньше. В девяностых все хотели себе телевизор с плоским экраном, в двухтысячных — с ЖК-панелью вместо ЭЛТ. Плоская картинка тогда считалась пределом мечтаний. Однако в кинотеатрах загнутые по краям экраны встречались ещё с пятидесятых годов, а IMAX начинал свой путь в семидесятые.

Что изменилось. Согнуть экран в обратную от зрителя сторону — вполне логичный шаг после того, как телевизоры из выпуклых превратились в плоские. Заметно тоньше панель сделать уже непросто, 3D в его нынешней инкарнации не вызвал энтузиазма у покупателей, так что современные телевизоры будут вогнутыми, по крайней мере, некоторые модели. Практическая польза вогнутости пока что обсуждается. С одной стороны, особенно большие телевизоры с таким строением экрана смогут лучше охватывать периферийное зрение. Они интересно смотрятся в интерьере, но на стене по сравнению с плоскими выглядят хуже, да и сидеть перед таким телевизором нужно ровно по центру. Не исключено, что лет через десять эта мода окажется забытой, люди будут с ностальгией вспоминать старые гнутые телевизоры и обсуждать очередной бум 3D-экранов.

Хромбуки


Chromebook занимает нишу недорогого ноутбука для простых задач

Что это за технология. В операционной системе Google Chrome нет ни одной настоящей программы. Хоть формально это и дистрибутив Linux, но пользователю доступны только браузер и веб-приложения Google. Такой подход избавляет от установки программ и ухода за операционной системой. Если что-то сломается, всегда можно переустановить всё заново, не потеряв данные. Продажи хромбуков планомерно растут, новые модели исправно появляются каждый год. Так, к 2015 году начались продажи хромбука HP с диагональю 14 дюймов и дисплеем Full HD по цене 440 долларов США.

Что было раньше. В конце девяностых и начале двухтысячных много говорили о так называемых internet appliances или «веб-устройствах». Это маломощные настольные компьютеры, единственной задачей которых было выходить в интернет. В обязательный комплект софта входили браузер, почтовик и мессенджер, плюс всё, что придумает компания-производитель. А вот ставить свои программы запрещалось. Такие компьютеры хотели продавать задёшево вместе с тарифным планом на интернет. Затея провалилась: эти машины покупали, чтобы взломать и поставить полноценную ОС.

Что изменилось. Благодаря беспроводной связи вместо сетевых настольных компьютеров стало возможно сделать сетевые ноутбуки, а дешёвый и маломощный ноутбук легче продать, чем дешёвый и маломощный настольный компьютер. Появились веб-сервисы, хоть сколько-то напоминающие традиционные приложения, и в Google бьются за то, чтобы в веб портировали такие программы как Adobe Photoshop. Это может изменить многое.

Мобильные телефоны на Linux


Fx0 на Firefox OS выглядит модно, но на деле относится к бюджетной категории

Что это за технология. Новая волна операционных систем потихоньку добирается до рынка мобильных телефонов. Проект Firefox OS стартовал в 2013 году, а в 2015 японский оператор KDDI начнёт продажи модели Fx0 с необычным дизайном. Samsung обещает начать производство телефона Z1 на своей ОС Tizen. В основе каждого из них — Linux, но это мало чем отличается от концепции Android, также выстроенного на ядре Linux, и iOS с ядром FreeBSD. Хоть в их основе — классические операционные системы, программное окружение в обоих случаях полностью своё. Особняком стоит Ubuntu Phone — прототип этой мобильной ОС уже доступен, а в 2015 году ожидается появление первых телефонов с ним. К телефонам на Ubuntu можно подключить монитор и продолжить работать с теми же приложениями, что были открыты на маленьком экране.

Что было раньше. В 2000 году появился первый наладонник с Linux, он назывался Sharp Zaurus SL-5000D. В 2006 году в моде был проект Openmoko — мобильный телефон c Linux и открытыми спецификациями «железа». В обоих случаях разработчики и гики проявили некоторый интерес к этим новинкам, а простые пользователи полностью проигнорировали эту затею, предпочитая аналоги с закрытыми исходниками. Преимущества последних — в наличии широкого выбора приложений.

Что изменилось. С одной стороны, не изменилось практически ничего: простых смертных по-прежнему не волнует, свободны ли исходные коды их операционной системы или закрыты. С другой стороны, Android доказал, что возможность модифицировать интерфейс своего телефона многим интересна. Однако не стоит ждать, что Firefox OS или Tizen смогут привлечь к себе столько же внимания сторонних разработчиков, сколько привлёк Android. Что до Ubuntu Phone, то его новаторская возможность переключаться между мобильным и десктопным режимами как минимум интересна. А ещё она иллюстрирует тот факт, что «железо» мобильных телефонов уже вплотную подобралось к уровню офисных рабочих компьютеров.

http://www.ferra.ru/ru/techlife/review/new-old-tech/