Донбасс на выборной орбите

Прежде всего, в результате выборов 2 ноября к власти в самопровозглашенных республиках пришли силы, удовлетворяющие двум критериям: приверженность переговорному процессу и подконтрольность Кремлю. Подконтрольная Кремлю «партия войны» пока отправлена в резерв, неподконтрольные силы – отсеяны еще на предварительном этапе регистрации. Кроме того, по логике Кремля, выборная власть самопровозглашенных республик теперь получит возможность выстроить и военное единоначалие по отношению к излишне автономным «полевым командирам». 

Фото GettyImages/fotobank.ua

То, что Москва взяла курс на перевод конфликта  в дипломатическую плоскость, подтверждает и заявление МИД РФ, в котором содержалось несколько важных месседжей. Прежде всего, выборы были названы «волеизъявлением жителей юго-востока Украины», в отношении мятежных территорий употреблено определение «Донецкий и Луганский регионы», а российский МИД призвал продолжать налаживать «устойчивый диалог между центральными украинскими властями и представителями Донбасса в русле достигнутых в Минске договоренностей». Таким образом Кремль еще раз подтвердил территориальную принадлежность самопровозглашенных республик, рассматривая ДНР и ЛНР как регионы в составе единой Украины. De jure единой, разумеется…

Создание «внутреннего офшора» простимулирует интерес как донбасских экономических элит (и местных, и трансрегиональных, и общенациональных, и транснациональных), так и части российских элит к сохранению Донбасса в составе Украины. Но не нужно питать иллюзии – именно de jure, исключительно в качестве «серой зоны»

С украинской стороны следствием выборов 2 ноября на Донбассе стали инициативы президента Петра Порошенко, частично оформленные в рекомендации и поручения СНБО. И в той части, которая касается «юридического обустройства» мятежных территорий, они вполне конструктивны. Если, конечно, отбросить пропагандистскую шелуху, которая, возможно, выступает в роли «дымовой завесы».

Итак, президент призывает, а СНБО рекомендует Верховной раде отменить закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», принятый Верховной радой 16 сентября, подписанный президентом 16 октября и вступивший в силу 20 октября.

На самом же деле закон был неработающим, так как уже первым пунктом предполагал необходимость определения парламентом территории этих самых «отдельных районов» Донбасса. Соответствующий законодательный акт не существует даже в проекте, имеются лишь предложения со стороны губернаторов Донецкой и Луганской областей.

В то же время президент поручил разработать новый проект закона об «отдельных районах» Донбасса, который предусматривает создание свободной экономической зоны (de jure либо de facto – через особый режим экономической деятельности и налогообложения) с преференциями в торговле с ЕС и РФ.

Создание «внутреннего офшора» простимулирует интерес как донбасских экономических элит (и местных, и трансрегиональных, и общенациональных, и транснациональных), так и части российских элит к сохранению Донбасса в составе Украины. Но не нужно питать иллюзии – именно de jure, исключительно в качестве «серой зоны». Близость Крыма, который по украинским законам является de jure свободной экономической зоной, условность границ между «отдельными районами» Донбасса как с «большой Украиной», так и Россией – все это создает благоприятную почву для «оптимизации» налогов и (особенно!) акцизных и таможенных сборов, а также иных финансовых комбинаций.

Необходимо понимать, что цена сохранения самопровозглашенных республик, хотя бы de jure, в составе Украины весьма высока. Экономическая «серая зона», с одной стороны, будет неизбежно втягивать элиты Донбасса в общеукраинское экономическое пространство. Но, с другой стороны, будет столь же неизбежно создавать угрозу втягивания украинских элит в «единое коррупционное пространство» с Россией. Впрочем, способа реинтегрировать Донбасс наверняка и без всяких рисков уже попросту не существует…

Второй важный момент – Петр Порошенко заявил о готовности назначить новую дату местных выборов в «отдельных районах» Донбасса. Данное заявление вызвало подозрение автора этих строк в том, что президент «в теме» происходящего и хорошо «ведает, что творит».

Прежде всего, провести местные выборы в «отдельных районах» по украинскому закону о местных выборах физически нереально: участие местных политических сил невозможно de jure, а общенациональных – de facto (вы можете себе представить участие списка Радикальной партии Ляшко?). Но это никак не противоречит возможности проведения местных выборов в «отдельных районах» по украинскому законодательству! Просто ВР должна принять закон ad hoc, в котором, например, разрешить на ближайшие выборы в «особых районах» формирование списков и выдвижение мажоритарщиков от групп граждан, собравших, допустим, 1% подписей избирателей на территории района/города.

Петр Порошенко заявил о готовности назначить новую дату местных выборов в «отдельных районах» Донбасса. Данное заявление вызвало подозрение в том, что президент «в теме» происходящего и хорошо «ведает, что творит»

Поэтому изменение даты выборов с 7 декабря на более поздний срок – возможность подготовить взаимоприемлемое поле для проведения местных выборов.

Здесь, возможно, с некоторым опозданием, необходимо отметить, что выборы 2 ноября не были «местными» с точки зрения самопровозглашенных республик – это были выборы руководителей и законодательной власти ДНР и ЛНР. Выборы, разумеется, не были «местными» и с точки зрения Киева – в силу непризнания.

Однако следующие выборы – глав и представительных органов местного самоуправления районов и населенных пунктов – вполне могут получить статус «местных». В том случае, если они состоятся в согласованные сроки и по принятому / утвержденному Верховной радой закону. Во всяком случае, такой сценарий выглядит вполне вероятным, а в качестве альтернативы реэскалации конфликта – так, вообще, единственным.

Впрочем, здесь также нужно понимать, что легитимные с точки зрения Киева «местные» выборы в самопровозглашенных ДНР и ЛНР легитимизируют ту власть, которую избрали в «отдельных районах» на непризнанных Киевом выборах 2 ноября. Как минимум – в качестве участников переговорного процесса, выступающих от имени легитимных органов местного самоуправления. Но это вновь – неизбежная плата за сохранение, как минимум, de jure территориальной целостности Украины.

http://forbes.ua/opinions/1382349-donbass-na-vybornoj-orbite