Одиссея Сандры. Рецензия на фильм «Два дня, одна ночь»

Utopia

В украинский кинопрокат вышла картина «Два дня, одна ночь» бельгийцев Жана-Пьера и Люка Дарденнов. В фильме сухо, без клюквы, рассказана история женщины, у которой потеря работы вызывает такой приступ отчаяния, будто у нее обнаружили рак

04.10.14 992

Премьера ленты прошла 20 мая 2014 года на Каннском фестивале. Фильм числился среди главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», а исполнительница главной роли Марион Котийяр – претендентом на награду лучшей актрисе, но в итоге никто призов не получил. Впрочем, вскоре Дарденны завоевали главный приз на Сиднейском кинофоруме. Это кино надо показывать в местах массового скопления граждан, лелеющих надежды на на волшебство после вступления Украины в Евросоюз. Показывать, чтобы избежать иллюзий — спецэффектов не будет, ни в кино Дарденнов, ни в жизни.

Мать двоих детей Сандра возвращается на работу после болезни. У нее была депрессия.  Проблема в том, что за время ее отсутствия коллеги смогли выполнять норму без нее. Руководство придумывает изощренный способ, выставить женщину с работу — предлагая ее коллегам проголосовать – либо Сандра сохраняет за собой рабочее место, но сотрудники лишаются годовой премии в размере тысячи евро, либо – наоборот, купюры хрустят в бумажнике, но Сандра вылетает с работы. Большинство голосует за евро, и только двое против. По невероятному закону, который работает на протяжении всей истории человечества, находится несколько приличных людей, идущих против большинства.

Сандра убеждает руководителя компании провести повторное голосование, поскольку на работников надавил их бригадир. У Сандры есть суббота и воскресенье на то, чтобы переговорить с четырнадцатью голосовавшими за увольнение людьми и убедить их изменить мнение. Уикэнд героини – два дня и одна ночь – превращаются в ад, она ходит от одного сотрудника к другому, пытаясь убедить их принять ее сторону, а значит, отказаться от премии. В какой-то момент от этого хождения Сандры, ты устаешь так же как она, утомляет обыденность ситуации, которая слишком похожа на ту, которая существует вне экрана.

И тут происходит нечто невероятное,  режиссеры выходят на второй план. И получается рассказ не только о социальных проблемах, а о депрессии, которая, как известно, является механизмом отчаяния и указывает на отсутствие в мире совершенной любви. Котийяр настолько органична в этой роли, что кажется, не играет женщину, впавшую в отчаяние, а ею является. Ее худая напряженная спина, на которой видны позвонки и дешевая розовая майка, гораздо больше рассказывают о человеке и отчаянии, чем скучноватые диалоги.

В финале режиссеры дают луч надежды. Куда без него. В конце концов, жизнь полна скорби и все мы рано или поздно умрем, но это не повод выдирать кусок хлеба из горла ближнего.   

http://focus.ua/lifestyle/317039/